Привет всем читателям проекта Роботобзор! Начиная с этого обзора я решил запустить серию публикаций, в которых речь будет идти про робоклининг. Роботизация клининга – это стремительно развивающееся направление. Всё больше мировых брендов переходят к производству промышленных роботов для уборки коммерческих помещений. Получив определенный опыт в этом направлении и изучив вопрос самостоятельно, я решил поделиться полезной информацией с Вами. В первую очередь поговорим о том, какие преимущества и недостатки у робоклининга, об этом и пойдет речь далее. Итак, поехали!
Использование коммерческих роботов для уборки помещений вместо ручного труда имеет массу преимуществ. Выделю основные:
- Первое и самое главное, на мой взгляд – робот не схалтурит и уберет всю выбранную для уборки площадь, даже если визуально та или иная зона кажется чистой. Он попросту не сможет оставить неубранные участки: пройдет всю площадь по периметру, потом змейкой, или наоборот. Если будут сомнения, всегда можно просмотреть статистику в приложении с отчетом о пройденной площади и схематическим отображением маршрута движения. Традиционный клининг с участием человека от этого не застрахован.
- Следующее важное преимущество – при уборке помещения роботом происходит именно всасывание пыли и мусора. Т.е. робот ПЫЛЕСОСИТ, а не подметает, хотя при желании можно выбрать и режим подметания. В ситуации с клинером, будь это уборка в торговом зале или офисном помещении, зачастую уборка сводится к подметанию и мойке пола. Не исключено использование и специальной коммерческой техники для уборки, но это бывает не всегда. В одном из личных экспериментов робот был запущен после уборки помещения клинером, которая использовала веник, совок и швабру при уборке торгового зала. В результате пылесборник был забит полностью при проходе роботом уже по, казалось бы, чистому помещению. Так что режим пылесоса при каждой уборке – это очень сильная сторона коммерческих роботов.
- Робот способен убирать автономно по графику, когда рабочего персонала нет в помещении. На примере торгового центра это может быть после его закрытия. Клинер, в свою очередь, убирает либо в течении дня, когда покупатели находятся в торговых залах, что может доставлять дискомфорт. Либо клинер приходит перед открытием торгового зала, но в таком случае необходимо присутствие сотрудников торговой точки, что опять-же, не очень удобно и влечет дополнительные затраты на оплату переработки этим сотрудником.
- С точки зрения экономики, в долгосрочной перспективе коммерческий робот позволяет сэкономить на услугах клининга. Отказаться полностью от представителя клининговой службы не получится, но сократить львиную долю затрат на уборке пола робот точно позволит. Опять же, в одном из экспериментов мы проанализировали экономическую составляющую с клининговой компанией, и они при очень грубом расчете пришли к выводу, что коммерческий робот способен сократить до 50% затрат на услуги клининговой компании. Владельцы бизнеса смогут самостоятельно просчитать окупаемость робоклининга под собственные условия.
- Экономия воды и моющих средств – это ещё одно достоинство коммерческих роботов. Они очень грамотно расходуют воду и дозируют моющее средство автоматически.
- Представители компаний, которые занимаются продажей коммерческих роботов для уборки, также выделяют такой плюс, как оптимизация штата сотрудников. Это в первую очередь сокращение штата, а соответственно и снятие с себя таких задач, как поиск новых сотрудников, их оформление и обучение. Робот достаточно один раз настроить и периодически обслуживать, что значительно проще.
- Ну и последний важный плюс – использование роботов для уборки привлекает внимание. На данный момент это решение мега современное, вызывающее интерес и располагающее к себе потенциальных клиентов. Когда мы тестировали роботов в торговом центре в одном из крупных сетевых магазинов по продаже одежды, в рабочее время, люди просто заходили чтобы посмотреть, что это за устройства и как они работают. А теперь представьте, если в каком-то магазине современных гаджетов будет разъезжать подобный робот и, если это реализуемо, воспроизводить голосом акционные предложения или просто комплименты. Поверьте, это очень подкупает и вызывает интерес к бренду. Мол, посмотри, как они идут в ногу со временем. А ещё, о применении коммерческих роботов для уборки пока ещё пишут в СМИ, как о сверхсовременном решении, и информация разлетается в массы. В общем, не исключена бесплатная реклама😊
Но у роботизации клининга есть и свои минусы. Об основных также подробно:
- Первое, и самое главное – коммерческие роботы для уборки не способны полностью заменить ручной труд. На примере тех же торговых площадей, роботы не способны протирать полки, зеркала, убирать в труднодоступных местах, двигать мебель, если, например какой-то мусор упал за лавку возле стены. Да, существующие решения способны взять на себя большое количество работы клинеров, но точно не всю уборку.
- Коммерческие роботы для уборки очень дорогие. Цены стартуют от 1,5 млн рублей и могут достигать 6-7 млн за одного робота. В долгосрочной перспективе экономия вполне реальна, особенно на больших площадях, где на услуги клининга уходит свыше сотни тысяч рублей в месяц. Но тем не менее отдать сразу крупную сумму за робота готовы далеко не все, поэтому, собственно, и получают огласку в СМИ те, кто массово внедряют робоклининг в свой бизнес.
- Следующий недостаток – коммерческий робот нуждается в обслуживании. Замена расходников, обслуживание, устранение неполадок. Для всех этих действий в идеале нужен отдельный обученный сотрудник, который хорошо знает продукт. Компании, которые занимаются продажей коммерческих роботов для уборки, предоставляют услуги по обучению и обслуживанию своей продукции. Но это дополнительные затраты, поэтому нужно просчитать, будет ли выгоднее оплачивать работу по уходу за роботом при сокращении затрат на услугах клинера.
Ну и отдельно отмечу временный недостаток отечественного робоклининга — отсутствие полноценной поддержки зарубежных производителей. Речь не о всех. Есть и те бренды, которые уже локализованы, но их на пальцах сосчитать. Все основные игроки на рынке робоклининга либо вовсе не продают свою технику за рубеж, предоставляя только локальные услуги аренды, либо продают, но предоставляют услуги сервиса и ремонта только в своих странах. Заказав робот из Китая, даже речи не может идти о том, чтобы на ремонт его также отправлять в Китай. Но, уверен, что с развитием рынка всё больше компаний будут создавать филиалы для продажи и поддержки продукции и на российском рынке в том числе. Уже заметна положительная динамика в этом направлении.
На этой ноте и хотелось бы закончить обзор. Если тема робоклининга Вам понравилась, и Вы хотели бы и дальше получать интересную информацию, пишите в комментариях. Например, в следующих выпусках я могу рассказать о том, каким был эксперимент с бытовыми роботами при уборке торговых площадей, ну и какие сейчас уже вышли в продажу коммерческие роботы для уборки.
Напоследок рекомендую посмотреть видео версию этой публикации:
Всем удачных покупок. Пока!